Персональный сайт воспитателя Абдуллаевой Асият Даудгаджиевны МБДОУ д/с №2 «Сказка » Ставропольский край Нефтекумский ГО

«Модель-физкультурно оздоровительной работы с испол зованием здоровосберегающих технологий»

 Пояснительная записка

 

«Здоровье – это драгоценность, и

при том, единственная,  ради

которой стоит не жалеть времени,

сил, трудов и великих благ»

Мишель де Монтень.

Одной из задач стратегии развития воспитания в Российской Федерации является повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта.

Сегодня считается, что физическое развитие – это процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организации ребенка и основанных на них психофизических качеств. В узком смысле показателями физического развития являются антропометрические данные и биометрические измерения. В широком смысле физическое развитие предполагает развитие психофизических качеств и физических способностей.

Как только дети начинают посещать детский сад - жизнь для них меняется. Социальные и культурные нормы, с которыми они знакомятся, могут оказать мощное воздействие на принимаемые ими решения, повлиять на их физическое и психическое здоровье. В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации остро стоит вопрос по укреплению здоровья и физического развития детей.

Важно на этапе дошкольного детства сформировать у детей базу знаний и практических навыков, здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Приоритетным направлением деятельности в детском саду является физическое развитие детей. В учреждении создан ряд условий для укрепления и сохранения психического и физического здоровья детей, полноценного физического развития, воспитания потребности в здоровом образе жизни.

Одной из задач Образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Исходя из этого, необходим поиск новых средств и методов совершенствования  физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребенка.

Для совершенствования  физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении, мной была поставлена цель: создание здоровьесберегающей среды в ДОУ направленной на сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, развитие потребности в здоровом и безопасном образе жизни через применение здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании  направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования -  сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

1. Приобщение детей к физической культуре.

2. Использование развивающих форм оздоровительной работы.

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ применяются следующие виды здоровьесберегающих технологий:

медико - профилактические;

физкультурно - оздоровительные;

здоровьесберегающие образовательные технологии;

технологии обеспечения социально - психологического благополучия ребенка;

валеологическое просвещение родителей;

здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов ДОУ.

Благодаря этому весь кадровый состав оказывается вовлеченным в единый механизм здоровьесберегающей деятельности в детском саду. При выборе здоровьесберегающих технологий я учитывала Основную образовательную программу дошкольного образования в доу , конкретные условия нашего дошкольного образовательного учреждения, профессиональную компетентность педагогов, а так же мониторинг заболеваемости воспитанников.

Для реализации поставленной цели мною была разработана модель физкультурно-оздоровительной работы, с применением здоровьесберегающих технологий, которая включает в себя работу с детьми, родителями, педагогами и социальными институтами. В основу создания модели положены технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип-учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучени

Диагностика уровня физического развития и состояния здоровья.

Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ строится на основании результатов медико-педагогической диагностики, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Система комплексной диагностики включает в себя:

  регулярный осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;

  периодический осмотр специалистами детской поликлиники;

  педагогическая диагностика общей физической подготовленности детей;

  определение соответствия образовательной среды возрастным, индивидуальным особенностям детей, состоянию их здоровья;

  своевременное выявление факторов риска для здоровья воспитанников и их развития;

Полученные результаты  являются основой для оптимального управления деятельностью воспитанников и основой для дифференцированного подхода в оздоровительной работе с детьми, распределение по группам здоровья.

 Оптимизация режима дня.

Оптимальная организация режима дня в ДОУ обеспечивает необходимый уровень физического, психологического и гармоничного развития воспитанников. Режим дня выстроен с учетом специфики сезона, суточного ритма физиологических функций, что способствует возникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одного вида деятельности к другому. Каждая возрастная группа имеет свой распорядок дня, учитывающий особенности дошкольников данного возраста, и включает в себя систему оздоровительных мероприятий. Объём образовательной нагрузки не превышает максимально допустимую норму .

 Организация двигательной активности.

Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Двигательная активность - биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.

Учитывая наличие в нашем саду современной оснащенной материально-технической базы, созданы необходимые условия для повышения двигательной активности детей. Для проведения организованной образовательной деятельности по физическому развитию, спортивные залы, тренажерный зал  оснащены необходимым современным инвентарем  и оборудованием. . Использование ИКТ технологий позволяет проводить подвижные игры на интерактивном полу. В групповых комнатах создана развивающая среда, «Центры двигательной активности», наполнены разнообразными пособиями, спортивным оборудованием, в том числе и изготовленные своими руками, картотекой с изображением разных видов спорта; картотекой подвижных игр и графическими изображениями выполнения упражнений. Дети обеспечены атрибутами, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки и т.д.). На территории детского сада оборудованы две физкультурные площадки для подвижных и спортивных игр.

Наряду с традиционными формами организации двигательной активности (подвижные игры во время утреннего приёма; утренняя гимнастика; динамические паузы во время организованной образовательной деятельности (физкультминутки, релаксация); физкультурные занятия в спортивном зале и на открытом воздухе, музыкально-ритмичные движения на музыкальных занятиях; двигательная деятельность на прогулке; корригирующая гимнастика после дневного сна; физкультурные досуги, дни здоровья и развлечения) мы широко применяем инновационные формы (подвижные игры на интерактивном полу; фитбол-гимнастика)


Организация рационального питания.

Рациональный режим питания в ДОУ соответствует физиологическим особенностям ребенка. В учреждении организуется 4-и разовое питание (завтрак, 2-завтрак, обед, полдник), в соответствии с примерным меню на основе картотеки блюд с учетом сезонного наличия овощей, фруктов, зелени.  Объем пищи рассчитывается с учетом возраста.

Организован питьевой режим, обеспечивающий безопасность качества питьевой воды.


 Система закаливания.

Система закаливания предполагает облегченную одежду для детей в детском саду, сон с доступом свежего воздуха в теплое время года, гимнастику после сна, мытье прохладной водой рук, полоскание рта водой комнатной температуры, ходьба по корригирующим дорожкам, контрастное обливание ног (летом), хождение босиком (летом), игровой массаж. Комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: солнца, воздуха, воды, проводится под руководством медицинской сестры, с учетом состояния здоровья детей и местных условий.

 Культура здоровья.

Параллельно с физическим развитием идет обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал ограничено включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленные на профилактику плоскостопия, сколиоза,  дыхательной системы, утомляемости глаз, формируются навыки самомассажа.

 Взаимодействие с семьёй.

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей,  повышение компетентности родителей в вопросах оздоровления и физического воспитания детей. Родители выступают в роли полноправных партнеров и участников образовательного процесса.

Организуя взаимодействие с семьей по вопросам оздоровления детей, используются следующие формы работы: информационные стенды для родителей, папки передвижки, консультации специалистов. Опросники, тесты и анкетирование – эти методы позволяют нам получить информацию от родителей по вопросам физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, получить информацию о ребенке, о его жизни в семье, анализировать качество проводимой работы с родителями. Использование нетрадиционных форм позволяет в оживленной, интересной беседе с родителями, обмениваться опытом оздоровления детей, общаться и получать исчерпывающие ответы от специалистов, высказывать свое мнение. Конкурсы, выставки совместных работ детей и родителей.

Спортивные мероприятия в детском саду проводятся в течение года по разным видам спорта. Основная их цель – помочь каждому ребенку проявить себя в любимом виде спорта, ощутить себя членом команды, разделить с товарищем ответственность за ее победу, показать свои лучшие качества. А участие в соревнованиях детей и родителей благотворно влияет на взаимоотношения в семье, вызывает чувство гордости за общие и индивидуальные победы, позволяет лучше узнать друг друга и побуждает родителя поощрять спортивные интересы ребенка.

Используемые методы и приемы во взаимодействии ДОУ с родителями (законными представителями) формируют в семейной среде систему мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом.

 Взаимодействие с педагогами.

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания всего педагогического коллектива. Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит, рассчитывать на положительные результаты своего труда.

В своей работе я  оказываю методическую помощь по вопросам физического воспитания всем педагогам ДОУ (провожу различные консультации, выступаю на педагогических советах, семинарах-практикумах, медико-педагогических советах и т.д.).

Таким образом,  созданная модель обеспечивает охрану и укрепление здоровья, развитие двигательных умений, культурногигиенических навыков, закаливание организма, любовь к чистоте, опрятности, приучает ребенка к режиму, повышает работоспособность, снижает утомленность. Педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка, а также предусматривает систему мер по охране и укреплению здоровья ребенка.

Благодаря комплексной системе физкульторно-оздоровительной работы:

  выполняется основная задача детского сада - воспитать всесторонне развитого, психически и физически здорового ребенка;

  повысился показатель индекса здоровья воспитанников;

  уменьшилось количество дней, пропущенных по болезни;

  повысилась мотивация всех участников образовательного процесса на ценностное отношение к здоровому и безопасному образу жизни. 

 Учебно- методический комплекс:

  1. Оськина Т.В. Современные физкультурно-оздоровительные технологии как средство здоровьесбережения  ДОУ// Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013г.).- Чита:  Молодой ученый, 2013.-С. 47-49.
  2. Микляева Н.В. Физкультурно-оздоровительная работа  детского сада. Методическое пособие –М.: УЦ «Перспектива», 2011.-152с.
  3. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. –М.: МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2009.-96с.
  4. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждении. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010г.
  5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии.-М.:ВАКО, 2007.
  6. Павлова М.А., Лысогорская М.В., Здоровьесберегающая система ДОУ/ Волгоград: Учитель, 2009г.
7 июля 2022 в 15:17

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.