Персональный сайт воспитателя Абдуллаевой Асият Даудгаджиевны МБДОУ д/с №2 «Сказка » Ставропольский край Нефтекумский ГО
Консультация: «Готовим руку дошкольника к письму»
Как готовить ребенка к обучению письму : Одним из основных направлений подготовки руки к письму является развитие руки. У этого направления есть несколько решений: 1. Сформировать правильный захват орудия письма. 2. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки. 3. Развивать мелкую моторику руки. Подготовка руки ребёнка к письму начинается задолго до прихода ребенка в школу. Захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж кончиков пальцев, рисование каракулей, лепка из пластилина, глины, теста и многое другое поможет будущему ученику научится красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций. Важно сразу научить ребёнка правильно держать пишущий предмет. Это, как показывает практика, остаётся без должного внимания взрослых. Ребёнок закрепляет неточный навык обращения с пишущим предметом во время рисования, письма печатными буквами, штриховки. Казалось бы, пусть пишет как ему удобно, но правила пользования пишущим предметом разрабатывались недаром: в них учитываются правильная посадка, сохранение зрения, развитие определенных мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребёнка научившегося неправильно держать ручку, очень трудно переучить. Как распознать неправильный навык О неправильном навыке письма говорят следующие детали: - неправильное положение пальцев: ребёнок держит пишущий предмет «щепотью», «горсточкой», в кулаке, большой палец ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце; - ребёнок держит ручку слишком близко к её нижнему кончику или слишком далеко от него; - верхний кончик руки направлен в сторону или от себя; - кисть жёстко фиксирована; - слишком сильный или слабый нажим при письме и рисовании. Вас должно насторожить, если ребёнок активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании. В этом случае малыш не умеет изменять направление линии при помощи пальцев. Если ребёнок рисует слишком маленькие предметы, то это может свидетельствовать о жёсткой фиксации кисти руки. Это можно проверить, предложив нарисовать одним движением окружность диаметром 3-4 сантиметра (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вместо окружности овал, окружность значительно меньше диаметра или будет рисовать её в несколько приёмов, передвигая руку ли поворачивая лист. Как исправить Для исправления неправильного навыка письма можно воспользоваться следующими приёмами. На верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку. Объяснив ребёнку, что ручка должна лежать на этой точке. Нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец. Если жестко фиксирована рука, то может помочь обведение или рисование крупных фигур, размером в треть альбомного листа, без отрыва руки. Если к школе ваш ребёнок долго застёгивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание на сформированность навыка письма. А как правильно писать При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается. Далее следует понаблюдать за тем, как ребёнок пишет, и решить, правильно ли он выполняет это действие. Можно использовать такой методический приём. Поменяйтесь с ребёнком ролями. Пусть он руководит вашими действиями, подсказывая, если вы что - то делаете не так. Этот приём концентрирует внимание на элементах выполняемой работы и более эффективно организует на учение. Затем ребёнок действует самостоятельно. Подсказка должна быть минимальной и постепенно сводится на нет. Контроль навыка письма у ребёнка желательно провести до того, как ему исполнится четыре года, чтобы иметь запас времени для исправления неправильного навыка перед поступлением в школу. Заниматься шестилетний ребёнок может не более двадцати минут. Как развить мелкую мускулатуру ребёнка - Разминать пальцами пластилин, глину, тесто, мять поролоновые шарики, губку, скатывать бумажные салфетки. - Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики. - Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе. - Нанизывать бусинки, пуговицы на нитки. Завязывать узлы на тонкой и толстой верёвках и шнурках. - Делать пальчиковую гимнастику. - Рисовать, штриховать, раскрашивать карандашами, мелом, красками и т. д. - Резать ножницами. - Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать. - Рисовать узоры по клеточкам в тетради. - Играть с конструктором (большим и маленьким). - Заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и др.). Развитие мелкой моторики руки Очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие взрослые совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следить, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Важная задача перед взрослыми – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок и т.д. В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым. Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда будущий первоклассник превратится в такую личность, в такого человека, которым вы сможете гордиться. Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками. 8 февраля 2022 в 13:43
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.